(Пусто)
Врач Древнего Рима Диоскорид описал в I веке растение, способное давать при повреждении коры пахучую смолу. Оно распространено на многих островах Греции, на Кипре и Крите. Это кусты высотой до 5 м с белыми пахучими цветами. По современной ботанической классификации относится к виду «стиракс лекарственный» (Styrax officinalis) семейства стираксовых (Styraceae).
Местные жители с древних времен собирали смолу этого растения в виде затвердевших «слез» или в полужидком виде в трубочки из тростника. Она использовалась, заменяя дорогой ладан, при религиозных воскурениях. Иногда служила лекарственным средством или инсектицидом, однако не стала товарным продуктом массового применения.
Таким товаром уже в древности стал «стиракс» — смолоподобный продукт, собираемый на крупных деревьях Liquidambar orientalis семейства гамамелисовых (Hamamelidaceae). Эти деревья растут в южной части Малой Азии в провинциях Памфилия и Киликия, близких к острову Кипр. Видимо, в античные времена люди больше внимания обращали на подобие смол, чем на отличия растений, почему и дали название «стиракс».
Другим товарным продуктом, известным в Юго-Восточной Азии еще до Новой Эры, была «бензойная смола», получаемая с деревьев 1 семейства стираксовых (Styrax tonkinensis, Styrax benzoin).
Таким образом, имеется полное несоответствие между торговыми названиями товаров и ботаническими названиями их растительных источников.
Бензойная смола (бензоин)
Benzoin (англ.), benjoin (франц.), Benzoeharz (нем.), benzoe dulcis (лат.)
Бензойная смола, называвшаяся в России «росным ладаном», добывается методом «подсочки» на тропических деревьях двух видов. Деревья тонкинского стиракса (Styrax tonkinensis), достигающие в высоту 30 м, растут в Таиланде, Лаосе, Камбодже и Вьетнаме. Их смола широко используется для воскурении в буддистских храмах. В восточной медицине считалась хорошим лекарством для лечения астмы и простудных заболеваний. В Европе смола появилась в XIV в. Арабские купцы доставляли ее в Александрию, а венецианские — дальше в страны Западной Европы.
Немного позже стала известна бензойная смола с острова Суматра. Здесь в диком виде растет дерево Styrax bemoin Dryander, достигающее иногда высоты 34 м, с гроздьями пахучих мелких цветов. Добыча этой смолы с давних времен была промыслом местных жителей подобно добыче сосновой смолы в России. На острове Ява были созданы плантации этого дерева, которое лучше всего продуцирует смолу с семи — до двадцатилетнего возраста.
Индонезийская бензойная смола в 70-е годы текущего столетия была важным товарным продуктом. В 1975-76 гг. с Суматры на Яву ежегодно завозилось около 2000 т смолы. Для парфюмерии отбирался продукт лучшего качества, экспорт которого в Европу и Сингапур достигал 200 т/год (Н. L. Tan, VII Конгресс ЭМ, 1977, стр. 51). Значительные количества смолы использовались в качестве полезной добавки в косметические изделия, а также для медицинских и технических целей.
Применение в духах, туалетных водах и одеколонах требует специальной ее переработки. Попытки отогнать эфирное масло с водяным паром дают слишком небольшой выход масла, которое при этом теряет присущую смоле ценную для парфюмерии способность фиксировать запах. Поэтому смолу обрабатывают спиртом, как правило, при нагревании до 40С, отделяют нерастворившуюся часть, а затем отгоняют спирт, получая бензойную смолу-резиноид.
При переработке индонезийской смолы выход резиноида составляет обычно 65% и может быть больше лишь для особо отобранных товарных партий. Сиамская (тонкинская) смола обычно дает 85-95% резиноида. Такую переработку ведут европейские или американские предприятия, вырабатывающие парфюмерные композиции и отдушки. Иногда они осуществляют экстракцию в два приема: сначала бензолом, а затем, как при получении абсолютных масел, — спиртом.
Несмотря на внешнее сходство, сиамская и индонезийская бензойные смолы по химическому составу отличаются друг от друга. Сиамская смола, которая считается лучшей по качеству, содержит 65-75% бензоата кониферилового спирта, 10-12% свободной бензойной кислоты, до 1,5% ванилина, а также примеси смол типа канифоли. В индонезийской смоле находятся по преимуществу сложные эфиры коричной кислоты, коричный спирт, фенилпропиловый спирт, совсем немного ванилина и следы стирола.
Производные смоляных кислот, как правило, отделяются при доведении бензойной смолы до парфюмерных кондиций.
Бензойная смола-сырец представляет собой застывший на воздухе латекс, вытекший из поврежденных деревьев. При хранении постепенно твердеет и приобретает более темную окраску. Температура размягчения достигает 75 - 90 С.
Запах сиамской смолы — приятный, сладко-бальзамический с отчетливой ванильной нотой. В запахе индонезийской смолы ванильная нота мало заметна, особенно в низших сортах, где появляются резкие оттенки начального запаха, обусловленные присутствием следов стирола.
Чтобы повысить торговую ценность индонезийской смолы продавцы иногда смешивают ее с сиамской или просто добавляют в нее синтетический ванилин.
По данным RIFM (1973), резиноид бензойной смолы не обладает токсическими свойствами: oral LD50 10 г/кг (крысы), derm. LD50 8,9 г/кг (кролики). В виде 8%-ного раствора в петролятуме он за 48 часов не вызывает раздражения кожи человека. При концентрациях, обычных для туалетных препаратов, случаев дерматита обнаружено не было.
IFRA не вводит ограничений на применение бензойной смолы в парфюмерии и косметике. Она используется также при приготовлении напитков, изделий из теста, жевательной резинки.
Хотя в восточной медицине полезные свойства бензойной смолы давно известны, далеко не все современные руководства по ароматерапии ее упоминают. Рекомендуется использовать смолу при ингаляциях для терапии бронхитов и простудных заболеваний, а также при массажах для уменьшения мышечных и суставных болей. Косметологи иногда вводят бензойную смолу в кремы для ухода за кожей лица и рук.
Проверка подлинности методами инструментального анализа обязательна. Кроме того, необходимо убедиться, что продукт не содержит ядовитого бензола и других ароматических углеводородов.
Стиракс
Styrax, Storax (англ.), styrax (франц.), Storax (нем.), balsamum styracis (лат.).
Известный с библейских времен азиатский стиракс, добываемый из растущего в Малой Азии дерева Liquidambar orientalis Mill., с древности использовался для культовых воскурении, изготовления благовонных масел и мазей, а также в качестве лекарства. Он до сих пор не потерял своего значения, хотя его компоненты, сыгравшие важную роль в становлении современной органической химии, сейчас производятся синтетически.
Смола собирается методом «подсочки» на взрослых дикорастущих деревьях высотой до 15 м в виде вязкой массы с плотностью около 1,1. Для очистки ее кипятят с водой, а затем отжимают, получая светлый бальзам с характерным ароматическим запахом.
При попытках перегонки азиатского бальзама с паром максимальный выход эфирного масла составляет 1%, что, естественно, делает невозможным его применение на практике по экономическим соображениям. В то же время растворение бальзама в спирте и отгонка последнего после отделения нерастворимой части дает пригодный для парфюмерии резиноид стиракса. Возможна также экстракция бензолом с последующим получением так называемого «абсолю стиракса».
Известен американский стиракс, который добывают с деревьев Liquidambar styraciflua L. var macrophylla, растущих в Гондурасе и Гватемале. В отличие от азиатского он содержит больше летучих соединений: при перегонке с паром удается получить 15-20% эфирного масла.
Исследования, выполненные с разными сортами стиракса и отогнанных из них эфирных масел, позволяют чаще всего судить лишь о качественном их составе. Там присутствуют эфиры коричной кислоты (этиловый, бензиловый, циннамиловый, фенилпропиловый), свободная коричная кислота (15-20%), стирол, следы ванилина, а также производные смоляных кислот.
Общеизвестных стандартов на стиракс или резиноид стиракса не установлено.
В прошлые годы стиракс чаще всего использовался при производстве отдушек для туалетного мыла. Экспорт азиатского стиракса из Турции в 50-е годы достигал 100 т/год.
Из-за обнаруженных случаев дерматита комиссия IFRA запретила; с 1982 г. использование стиракса-сырца в отдушках и парфюмерных композициях без обработки его этиловым спиртом, то есть без переработки его в резиноид.
Руководства по ароматерапии рекомендуют применять спиртовый экстракт стиракса при терапии плохо заживающих ран и воспалениях. Говорят, что он способствует снятию нервных напряжений. Прежде чем использовать резиноид стиракса для целей ароматерапии, следует установить его подлинность и проверить на отсутствие ядовитого бензола.
В статьях по эфирным маслам использованы материалы из книг:
"Эфирные масла для парфюмерии и ароматерапии." Войткевич С.